СЦЕНАРИЙ ЛЕТНИЙ "ИВАН КУПАЛА" -5 С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полторадва человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Венки и ленты - древняя форма требы, приносимой деревьям. В образе Купальского Дерева почитается Мать-Земля. (Дерево в народе называют «марена» или «купала»). Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток(-девушки). Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалёку от деревца два костра. Один, большой («Купалец»), высотой до четырёх ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Другой костёр, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костёр погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы (на Велесовых лугах). На противоположном (низком) берегу Реки - на Велесовых Лугах устанавливается Идол Велеса. Если через Реку по каким-либо причинам перебраться нельзя или затруднительно, то Велесовы Луга можно расположить и на этом берегу - где-нибудь в стороне от основной Поляны (но не на возвышении). Готовится Коло - деревянное колесо (желательно с восемью спицами), символизирующее Солнце. Деревянное Коло обматывается тряпками, проволокой и обливается маслом. В ступицу колеса вставляется длинный шест. Шест с Коло устанавливается (временно!) в середину Купальского Костра. Также для праздника следует приготовить факелы, хоругви (знамена), личину медведя (маска меховая, а туловище - уж как получится) и пр. принадлежности. Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под берёзкой, освящаются водой и огнём присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами). ВО СВАРГУ РАРОГОМ ВСХОДИ СЛАВА БОГАМ НАШИМ КО ДИДУ А ДУБУ А СНОПУ КО РОДУ ОТ РОДОВ РУССКИХ ИЗ ОГНЯ СВЯТАЯ ТРЕБА А ЯКО БЫСТЕ ОТ ВЕКУ ТАК ЕСТЕ А ТАКО БУДЕ! ДА БУДЕ ЗЕМЛЕ НАШЕЙ БЛАГО! ГОЙ! СЛАВА! Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Затем в сопровождении свадебных песен, гуслей, гудков и пр. на Поляну выносится Деревце и кукла Ярилы - празднуется их «свадьба». Девушки украшают Деревце цветами (помимо лент и цветов уже принесенных ему в требу). Девушки изображают последний «девичник» и «оплакивание» невесты. Парни провожают Ярилу в «семейную» жизнь, сопровождая действо советами «новобрачному», вспоминая его юношеские (по сути еще девственные!) похождения, порой сквернословят. Парни изображают последний «мальчишник» - совместно с Ярилой пьют из братины мед, пиво, «ярятся», и пр. Затем, по призыву волхвов, парни и девушки соединяют Ярилу и Мать-Землю брачными узами — связывают их лентами и гирляндами из цветов. Звучат купальские «свадебные» песни и приговоры, участники водят хороводы (посолонь) вокруг «пары». Все выстраиваются вокруг берёзки. По рядам пускают братину - ковш с хмельным напитком. (После читают прославление Ярилы) ЯРИ ЯРИЛА ЯРАЯ СИЛА В ПОЛЕ СПОРЫНЮ ВО ДОМЕ КРЫНЮ ЧТОБ СТАЛО ПИВО ВО ХМЕЛЮ ДИВО ОГНЕМ НЕ СТЫЛО УСЛАДУ МИЛО СОЛНЦЕМ ВОЗЪЯРО ОГНЕННЫМ ЖАРОМ ЯРАЯ СИЛА ГОЙ ТЫ ЯРИЛА! ГОЙ! СЛАВА! . Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещётки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»): «Во поле было во поле, Стояла берёза. Она ростом высока, Листом широка. Как под этой берёзой Лежал Кострома; Он убитый - не убитый, Да убрусом покрытый. Девица - красавица К нему подходила, Убрус открывала, В лице признавала: «Спишь ли, милый Кострома, Или чего чуешь? Твои кони вороные Во поле кочуют». Девица - красавица Водицу носила. Водицу носила, Дождичка просила: «Создай, Боже, дождя, Дождичка частого, Чтобы травоньку смочило, Остру косу притупило», Как за речкой, за рекой Кострома сено косит, Бросил свою косу Среди покосу.» После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают: «Ой, Господи! Помер он, помер! Какой же он был хороший! Не встанет он больше! Ой, да как же нам расставаться с тобою? И что за жизнь, коли нет тебя! Приподнимись хоть на часочек!» Парни поднимают «Ярилу» и несут его вокруг деревца, пятясь задом наперёд, девушки неутешно плачут: «Батюшка Кострома, свет Ярила, На кого ты нас покинул! Закрылись твои ясны оченьки!» и т.д. Шествие доходит до погребального костра. В конечной (самой дальней) точке Пути навстречу шествию неожиданно выходит страшный Медведь и преграждает путь, требуя «откуп». Из темноты раздаются страшные звуки и душераздирающие нечеловеческие крики, издаваемые всевозможной нечестью и беспутными духами. Волхвы, грозя посохами, окриками заставляют духов затихнуть и ведут разговор с Медведем. Медведь обещает «заломать» всех участников шествия, а Ярилу оставить у себя, не отпустив в Ирий, если непрошеные гости не уважат его и не ответят на вопросы. Участники шествия отвечают на его вопросы и разгадывают загадки. Музыкантов он может попросить исполнить какие-нибудь музыкальные произведения, певцов - спеть что-нибудь. Постепенно разгорается Костер у Идола Велеса. Волхвы совершают требу, славя Велеса, а остальные участники (кто не смог или не имел возможности ответить на вопросы) «откупаются» деньгами, разбрасывая «мелочь» вокруг себя и проходя перед Идолом Велеса, приносят ее ему в требу. (Славление Велеса Велес пришел из Сварги пречистой, Чертогов своих. Слава ему! Велеса нынче Славим и хоромину знаний его, Которые блестят огнями многими. Велес учил предков наших землю пахать, Злаки сеять, жать, венцы обвивать в полях страдных, Ставить снопы на солнце. Чтим его за мудрость и знания как отца своего. Матерям Слава, Которые нас подымали, Учили пути праведному. Не будем становиться нахлебниками, Славяне мы — русы, Которые Богам Славу поют. Велес научил землю пахать пращуров наших, Также делаем мы на родной земле. Велеса славим. Русь погнутая встанет! Мудрость цените его, Иначе былое станет как овощ без Велеса. Синь идет к Богу Сваргою. Велес правит через мудрость и знания. Рабов нет на земле нынче, Если сами не клоним голову свою в рабство. Провозгласим Славу Велесу, Достойными будем в чистоте телесной И душе нашей, которая никогда не умирает. Слава Велесу! Слава Матерям ! Слава роду!) Процессия подходит к Краде. Куклу Ярилы водружают на Краду. Волхвы проводят символический погребальный ритуал, а остальные участники начинают оплакивать Ярилу, сочетая это с мотивами глумления и разгульного веселья. Костёр зажигают и, пока изоражение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг берёзки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин: «Разыдись темно, Разгорись добро, Засверкай светло, Яри ясное, Солнце красное. Стани-стань доли, Яко Род вели. Стани-стань доли, С неба до земли.» (последние четыре строки произносятся трижды). А далее рекут: «Зашуми моря светлопеныя, Шелести дубы вековечныя, Засверкай мечи разудалыя, Расплодися землица бо ярая, Всполыми огню искрозарье. Да творите славу преогромную, Самому Купале Сварожичу!» Восклицают: «Гой!» Клич подхватывается всеми. Волхв или обавник читает славление Триглава, каждую строку которого, вслед за волхвом, произносят все собравшиеся: «Влике Триглаве - многославе! Диде-Дубе-Снопе нашиа, Вминьте сварожцей славящей, Кие есте отроче ваше. Свароже, кие нам дороже, Свароже - наш великий Боже. Перуне, брады златоруне, Перуне силе нам даруе. Велесе, дерзаце небесе, Велесе, благо дари веси. Бонде над нами благости Божское, Ноне а присно, от веку а до веку! Гой!» Все творят земной поклон. После творят прославление Купалы: «Гой Купало красен Стань во небе ясен Папороть искрящий Огнецвет купавый Во ночи горящий Клады выпростаны Кади выкачены Копны жита золотого Котлы пива хмеляного Во ночи еси чудесной Купы многи составлятись Под куполищем небесным Благо рода совершатись Повели почать купанье Здраву чисту за старанье Славься сам Купалец Великой удалец.» Кличут: «Гой Купале Сварожичу! Гой!» Жрец от каждого собирает требу Купале (хлеб, блины, пироги, зерно, горох, печенья), кладёт её на капище, где освящает со словами: «Божия треба - свети освящайся, От земли до неба - свети освящайся, От соли да хлеба - свети освящайся, Пребуди лепа - свети освящайся!» Затем , выбрав самый большой коровай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей её на пиру. ”. Жрец поворачивается к собравшимся и подбрасывает "в гору” три блина поочерёдно на три стороны. Кто поймает, тому в ближайшие три месяца улыбнётся счастье. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют: Как ходили девочки Около Мареночки. Около Купало Солнце заиграло. Припев: Купался Полель, Купало Полель. У Купала, у Купала Вербица стояла. На вербе горели свечи. С той вербы капля упала — Озеро стало. В озере сам бог купался С детками, судетками. Накупался Полель Да в воду упал, Припев: Купался Полель, Купало Полель. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить берёзку. Тот, кому это удаётся, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от берёзки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор: «Плыви, Купало, за водою, Да за святою росою...» В воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. В урочный час на Капище трением добывают Живой Огонь, от коего зажигают два факела. Юноша и девушка в белых рубахах зажигают факелами Купалец; волхв, воздев руки горе, речёт слова: ГОЙ КУПАЛО КРАСЕН СТАНЬ ДО НЕБА ЯСЕН ОГНЕЦВЕТ ИСКРЯЩИЙ ВО НОЩИ ГОРЯЩИЙ ПАПОРОТЬ-КУПАВА ОПРЯДИСЬ ВО СЛАВУ КОПНЫ ЖИТА ЗОЛОТОГО КОТЛЫ ПИВА ХМЕЛЯНОГО ДЛЯ НОЩИ ЧУДЕСНОЙ ДЛЯ СЛАВЫ НЕБЕСНОЙ КУПЫ МНОГИ СОТВОРИТЕ РОДУ ПРИБЫТОК ЧИНИТЕ НАЧАТИ РАДЕНЬЕ РОДУ ПРОСЛАВЛЕНЬЕ НАЧАТИ КУПАНЬЕ РОДУ ВЕЛИЧАНЬЕ! СЛАВЬСЯ САМ КУПАЛЕЦ ВЕЛИКОЙ УДАЛЕЦ! ГОЙ! СЛАВА! Девушки гадают на венках на суженого – кидают их в воду, а парни должны их достать. Чей венок парень достанет, того девушка должна поцеловать (как правило, выбор заранее согласовывается). Участники праздника торжественно зажигают Коло от Купальского Костра и несут его к обрыву. Коло под аккомпанемент бубнов, гудков, гуслей, песнопений и пр. скатывается по склону в Реку - символизируя мистический Брак Ярилы и Матери-Земли, Огня и Воды, Мужчины и Женщины. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещётки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя: «Ой на святого Купалу Ой на святого Купалу Там ласточка купалась На бережочке сушилась Красна девица журилась Было лето, иль не было Мати гулять не пускала Златым ключом замыкала Я ж на святого Купалу До милого побежала... Купало, Купало Где ты зимовало? Лотов ало в лесе Зимовало в стресе На святого Купалу Летели гуси ряд по ряду На святого Купалу На святого Купалу Крикнули гуси раз по разу На святого Купалу На святого Купалу Девки ёлки собирали Собирали и не знали Собирали и не знали У Купалича пытали Купала, Купала Что это за зелье Что это за зелье Святое коренье? Девицкая красота Мальчоцкая сухота Девиц умыванье Парней воздыханье Как на святого Купалу Солнце ясно заиграло Ай люли люли, ай люди люли (припев) Ходил чижик по улице Около Мареночки Погуляти со синицей Собрать девок на Купалу Да ребяток на гулянье А девочек венки вить А ребятам шапки бить У девочек своя воля У ребяток того боле.» Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки и женщины идут на кумование. Отойдя подальше от мужчин, но оставаясь на виду, начинают выбирать себе милого, обсуждая с "кумушками” его достоинства и недостатки. То и дело раздаётся женский смех (во время обсуждения достоинств очередного молодца), а мужчины стоят в ожидании, гадая: повезёт — не повезёт. Между молодцами и девицами ходит жрец, уряжающий все споры и передавая вопросы и пожелания от одних к другим. Наконец, всех молодцев и молодиц обсудили, и начинается обряд выбора суженых. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Те, кто пока не прыгает, поют: Купало Полель, Купался Полель, Да в воду упал Купало Полель… Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Если боги не воспротивятся, то все идут с горящими головнями к воде, припевая: Ночка мала, купель моя - Ночка мала, купель моя Ночка мала, купель моя - Ночка мала, купель моя… Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют: «Ой на святого Ой на Купалу Девки гадали Венки кидали Кидали в воду В воду быструю Скажи (ласковое название реки) Про жизнь молодую С кем наша (река) Век вековати Кого наша (река) Любым назвати Долго ль я жити Долго ли буду Неси (река) венок Не дай потонути.» На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдёт, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают вол-шебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. заключительная часть Купальских торжеств, когда люд Славянский оборотившись к Востоку, в безмолвии встречает восход Деда своего — Трисветлого Даждьбога — Предка Предков наших. С появлением из-за виднокрая первого Солнечного луча звучит триславная слава Великому Солнцу — Сыну Сварогову, и вздымаются десницы ввысь, и звучат Слова Вещие: НА КУПАЛУ РАНО СОЛНЦЕ ВЗЫГРАЛО СОЛНЦЕ ВЗЫГРАЛО НА ДОБРЫЕ ГОДЫ НА ДОБРЫЕ ГОДЫ А НА ТЕПЛЫЕ РОСЫ НА ТЕПЛЫЕ РОСЫ НА ХЛЕБА-УРОЖАИ! ГОЙ! СЛАВА! Купале слава! На рассвете праздник заканчивается. Источник: http://clck.yandex.ru/
|